Страх незначительности

Творческая прогрессивная человеческая мысль пока еще не исчезла — появляются интересные книги, переводы. Например:
«Я в рейтинге, следовательно, существую. Карло Штренгер. Страх незначительности».
Из книги "Быстрая черепаха: Неделание как способ достичь цели" Дайана Реннер, Стивен Д’Соуза.
На Флибусте есть эта книга, а небольшой отрывок можно прочитать здесь
Книга вроде бы действительно неплохая.
Но самое интересное, что перевели и книгу Карло Штренгер «Приключение Свобода. Цивилизованное презрение», а автор — швейцарский и израильский философ, психоаналитик, социальный мыслитель левоцентристского (!) направления. Его я бы тоже почитал. А еще раньше прошла информация об издании сборника текстов аргентинского психоаналитика левого толка Хорхе Алемана «Об освобождении. Психоанализ и политика». Понимая психоанализ политически и скрещивая его с социалистической мыслью, прежде всего, с марксизмом, автор старается наметить очертания нового политического проекта левых, который сам называет «лаканианской левой». В опубликованных на разных сайтах отрывках автор писал о необходимости понимания принципа циркулярности, что весьма интересно слышать от психоаналитика!

Что касается «страха незначительности», то он нем, конечно, написано уже довольно много — и психоаналитиками, отдельно я бы выделили Эриха Фромма (у него вообще очень глубокая и системная теория), и экзистенциалистами, и экзистенциальными психологами и психотерапевтами, а также психотерапевтами других направлений.
«Страх незначительности» - условный термин, в моем понимании отсылающий к целому ряду сложный проблем. И этот страх, эти проблемы играют огромнейшую роль (в качестве важной составляющей фундамента) и в социальных, и в политических проблемах. Эксплуатируется этот страх просто напропалую… А в условиях капитализма просто в еще больших масштабах.

Collapse )

Нереальная реальность

«Нереальная реальность. Путешествие по квантовой петле» Карло Ровелли — книга мне понравилась. Там не только про физику. Хотя и об исследованиях на переднем крае физики рассказано очень интересно. Книга эта еще и о том, что помыслить так сказать фундаментальное основание нашей реальности («из чего сделан мир») можно только если отказаться от привычных схем и привычного типа мышления. А уметь таким образом менять свое мышление — это вообще очень здОрово)) И очень интересно. Еще эта книга о науки, о самой ее сути. Автор пишет увлеченно, искренне, красиво — мне близок такой подход к науке.
Рад, что прочитал эту книгу. И ее чтение совпало с прослушивание аудиокниги Л. Млодинова «(Не)совершенная случайность. Как случай управляет нашей жизнью», впечатления от которой у меня также самые положительные (об этой книге надо будет написать отдельно).
«Нереальную реальность» можно найти на Флибусте, а также, как ни странно, в ВК. Физики в книге, конечно, много. Заканчивает автор теорией ковариантных квантовых полей. Но помимо этого, есть и такие интересные отступления:
" Природа человека — это не его внутреннее строение, но сеть личных, семейных, социальных взаимодействий, в которых он существует.

Это они «создают» нас, и они нас охраняют. Как люди мы есть то, что другие знают о нас, то, что мы знаем о самих себе, и то, что другие знают о нашем знании. Мы — сложнейшие узлы богатейшей сети взаимной информации.
Все это еще не теория. Это следы, по которым мы идем в поисках, как я считаю, лучшего понимания окружающего нас мира. Нам еще очень многое предстоит понять".

Отрывок был выложен на Теориях и практиках:
"Часики не тикают: почему для человека важно время, а для физики нет

Collapse )

«Ирландец» М. Скорсезе. Расколотое Я

«Ирландец» М. Скорсезе. Расколотое Я. Расколотое общество.
Кривая фальшивая улыбка Фрэнка (Де Ниро) бросается в глаза и очень хорошо передает внутреннее состояние героя. Эффект от мимики (неествественность) Де Ниро усилен благодаря той самой технологии экранного «омоложения» и не всем нравится, но, на мой взгляд, это как раз тот случай, когда недостаток превращается в достоинство (и фильма, и игры актера). Де Ниро превосходно сыграл человека, отчужденного и от самого себя, и от других людей (даже самых близких), передал состояние «расколотого Я» (заимствую название книги Р. Лэйнга), которого требовало от него противоречивая, глубоко конфликтная и такая же расколотая социальная среда.
Collapse )

Спираль насилия

Решил повторить старый материал о спирали насилия, механизме самооправдания и когнитивном диссонансе (по книге - К. Теврис, Э. Аронсон «Ошибки, которые были допущены (но не мной). Почему мы оправдываем глупые убеждения, плохие решения и пагубные действия"). К этой теме меня вернули фильм "Джокер" и его обсуждения; меня не впечатлило ни первое, ни второе.

"«Спираль насилия — и добродетель

Вы испытываете стресс? Один источник в Интернете может научить вас, как изготовить собственную маленькую «Чертову куколку» (Damn It Doll), которую «можно бросать, бить, топтать и даже душить, и тогда вы избавитесь от раздражения». Вот небольшая инструкция к ней:
Когда вы хотите пнуть стол или бросить на пол телефон и заорать — вот маленькая «Чертова куколка», без которой вам не обойтись. Схватите ее покрепче за ноги и найдите подходящее место, чтобы шмякнуть ее. И когда вы будете вышибать из нее дух, кричите: «К черту! К черту! К черту!».
Collapse )

Виаткальные сделки. "Философия" бизнеса

Из книги М. Сэндела «Что нельзя купить за деньги. Моральные ограничения свободного рынка».
"Виатикальные сделки: ставки на жизнь

"... вид страхования жизни, который возник в 1980–1990-х годах на фоне эпидемии СПИДа. Этот вид договоров страхования был назван «виатикальным» (от латинскогослова viaticum – причастие перед смертью). Он заложил основу для создания целой индустрии, которая включала в себя рынок страхования жизни людей, больных СПИДом и другими смертельными заболеваниями. Вот как это работает: допустим,Collapse )

Мой комментарий.
Яркий пример отравленной помощи. Очень важно разобрать это с точки зрения коммуникации (человеческих отношений), хотя правильнее было бы здесь говорить о бесчеловечных (античеловечных) отношениях, которые тем менее совершенно законны в рамках существующей системы, а с точки зрения логики капиталистического рынка — естественны и прибыльны («прибыльны — значит естественны, правильны», такая у них логика). «Поможем тебе деньгами, если ты помрешь в установленный срок. И не вздумай вдруг выжить — это приведет не к прибыли, а к убыткам». Важно все это очень хорошо осмыслить, все грани, всеCollapse )

Что нельзя купить за деньги

Книга такая есть - Майкл Сэндел "Что нельзя купить за деньги. Моральные ограничения свободного рынка", автор - американский политический философ, коммунитарист. Книга неплохая, но слишком осторожная, "корректная" (в ущерб глубине критического анализа), но все-равно заслуживающая должного внимания. Я склонен в несколько в более радикальном ключе осмыслять все эти проблемы.
А более подробно об этой книге здесь и здесь. Во второй записи я сделал больше акцент на книге «Наказание наградой. Что не так со школьными оценками, системами мотивации, похвалой и прочими взятками» психолога Альфи Кона.
«Мотивируют ли поощрения? Безусловно. Они мотивируют людей получать поощрения». А это очень сильная мысль: «Поощрения представляют собой, по сути, средство контроля». И вообще об этой книге потоп надо будет еще написать, обязательно.
Из книге Сэндела я выложил такой пример
"Глава 4 Рынок жизни и смерти
У Майкла Райса, сорокавосьмилетнего помощника менеджера компании Walmart в г. Тилтон, случился сердечный приступ, когда он помогал клиенту донести приобретенный телевизор до машины. Через неделюCollapse )

«Джокер» как смех масскультуры

Причем это смех над своими потребителями. «Джокер» мне не понравился, особенно в плане смыслового наполнения. Положительно (для себя) отметить я могу только стилистику (хотя «те фильмы», на которые стилистически равняется «Джокер» мне все-равно гораздо ближе), актерскую и операторскую работу…
Зря они тащат в свои фильмы тему психопатологии. Но зато как это способствует росту Прибыли! Особенно если знать как все подать, чтобы было зрелищно и чтобы была видимость смысла.
Смех Джокера — это вообще-то неврология, это внутреннее заболевание, то есть это никак не имеет отношения к каким-либо проблемам во взаимоотношениях с социумом и с другими людьми, да и к «внутренним» психологическим проблемам тоже. С медицинской точки зрения в этом случае мог бы появляться неконтролируемый плач, но для коммерческой успешности нужен был смех.
Collapse )

Неподчинение, встроенное в подчинение (системное)

Обнаружил книгу с безусловно «завлекающим» названием 9 "Осознанное неподчинение. Как реагировать на спорные распоряжения", Айра Чейлефф, 2019г. В отзывах очень понравился пример про то, как собак-поводырей обучают возможности неподчинения приказам слепого хозяина. Все это очень интересно и важно, но… Это опять пример того, как хорошие и полезные идеи оказываются в сетях господствующей системы (дискурса… тут разные термины могут быть). В общем-то, я все написал здесь. Или почти все.
В продолжении темы предыдущей записи так и хочется сказать о психологии и психотерапии в сетях капитализма. И о том, как все это работает воспроизводство всей системы. Как «орудие» для познания, развития и освобождения начинает служить делу тотальной изощренной манипуляции (дрессировки).Collapse )

Книга сопровождается восторженными отзывами известных психологов, но... Надо бы быть внимательным к тому, что пишет сам автор. Американский писатель подчеркивает, что в его книге речь идет об обучении противодействию злоупотреблениям властью в рамках существующих общественных структур, но никак не против самих этих структур (или всего общественного устройства; и уж конечно не против классового господства). То есть только о том, например, как противодействовать приказам начальника, требующего подтасовок в бухгалтерской отчетности, либо каким-либо иным распоряжениям властных лиц, которые в силу различных причин могут быть ошибочными и иметь негативные последствия.
Конечно, каждый может столкнуться с подобными ситуациями и проблемами, поэтому, вероятно, и имеет смысл ознакомится с данной книгой, хотя бы в порядке "информации к размышлению".
Collapse )

«Персональный покупатель». Личность в сетях капитализма

Фильм 2016г., реж. О. Ассайас.
«Нет никакой уверенности» в будущем», а также и в настоящем.
Мне фильм понравился, в целом. «Персональный покупатель» - это далеко не только о капитализме, но во многом именно о нем; впрочем, каждый видит свое, как обычно. Атмосферный фильм, европейская школа. Пустота вокруг главной героини (Морин) передана просто великолепно, как и атомизированность, эфемерность, течучесть и абсурдность современной жизни, включая, скажем так, современные виды трудовой занятости. В фильме звучит фраза «Нет никакой уверенности» в будущем», но и настоящее кажется каким-то эфемерным, безжизненным, и особенно это чувствуется на фоне технологической обустроенности жизни, ее внешнего лоска (мобильная связь везде, гаджеты, удобные поезда, магазины, блистающие такси в Лондоне и пр.).
Не могу сказать, что у меня нет вопросов к фильму. Все-таки до лучших образцов европейского кино, на которое равняется режиссер, ему далеко (но не как до Луны). Кто-то из критиков написал, что сам режиссер является как-бы эхом «новой волны», связывая это с атмосферой эфемерности. (фильм меня так заинтересовал, что я почитал отзывы кинокритиков).
Collapse )

Самосовершенствование и водородная бомба (Альбер Камю)

Альбер Камю. Его «философия абсурда» не произвела на меня сильного впечатления ни раньше, когда я с ней только познакомился, ни тем более сейчас (обнаружив ключевые книги Камю в аудио формате, я решил их прослушать). Вот как писателя я Камю уважаю очень сильно, как общественного деятеля, естественно, тоже (хотя и не во всем с ним согласен), но как философа - в меньшей степени. Размышляя об абсурде,Collapse )

«Я никогда не мог до конца поверить, что дела, заполняющие человеческую жизнь, – это нечто серьезное. В чем состоит действительно «серьезное», я не знал, но то, что я видел вокруг, казалось мне просто игрой – то забавной, то надоедливой и скучной. Право, я никогда не мог понять некоторых стремлений и взглядов. С удивлением и даже подозрением смотрел я, например, на странных людей, кончавших с собой из-за денег, приходивших в отчаяние от того, что они лишались «положения», или с важным видом приносивших себя в жертву ради благополучия своей семьи. Мне более понятен был мой знакомый, который вздумал бросить курить и у которого хватило силы воли добиться этого. Однажды утром он развернул газету, прочел, что произведен первый взрыв водородной бомбы, узнал, каковы последствия таких взрывов, и немедленно отправился в табачную лавку.
Конечно, я иногда делал вид, что принимаю жизнь всерьез. Но очень скоро мне становилось ясно, как легковесна эта серьезность, и я продолжал играть свою роль, по мере сил изображая из себя человека деятельного, умного, благородного, исполненного гражданских чувств.
..»

По сути это яркий пример рефрейминга (пример курильщика). Я, конечно, сразу вспомнил не только самые разные практика «самосовершенствования», очень популярные в условиях современного капитализма, но и всю психотерапию. Нет, я всецело за всестороннее и творческое развитие самых разных направленийCollapse )